История университета
АТЫРАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ХАЛЕЛА ДОСМУХАМЕДОВА
13 октября 1939 года вышло постановление № 720 Совета Народных Комиссаров Казахской ССР «О мероприятиях по развитию хозяйственного и культурного строительства Гурьевской области», которым предусматривалось открытие двухгодичного учительского института в городе Гурьеве. С 1 сентября 1940 года Гурьевский государственный учительский институт начал свою работу. В институт было принято 123 студента. Первым директором Гурьевского государственного учительского института стал доктор исторических наук (1957), профессор (1958), заслуженный деятель науки Казахской ССР Абди Бошынулы Турсунбаев — выпускник рабфака Алма-Атинского ветеринарного техникума (1928–1931), Ташкентского планово-экономического института (1931–1932) и Государственного экономического института имени Г.М. Кржижановского (Москва, 1937).
14 июня 1950 года Гурьевский областной исполнительный комитет, на основании постановлений Совета Министров СССР и Совета Министров Казахской ССР, принял решение «Об открытии учительского института в городе Гурьев». 28 июня 1950 года вышел приказ Министерства высшего образования СССР № 115/Т об открытии в Гурьеве учительского института.
В 1955 году учительский институт был преобразован в педагогический институт.
Решением Кабинета Министров от 23 мая 1994 года Атыраускому педагогическому институту было присвоено имя выдающегося учёного, профессора Халела Досмухамедова.
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 июня 1994 года институт был преобразован в Атырауский университет имени Х. Досмухамедова.
В 1996 году в состав университета был включён Атырауский институт нефти и газа, однако в 1998 году он вновь выделился в самостоятельное учебное заведение.
В 1999 году было создано Республиканское государственное казённое предприятие «Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова».
С 2020 года университет был реорганизован в некоммерческое акционерное общество «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова».
В 2025 году университет отметил своё 85-летие.
Начало университета
▼Халел Досмұхамедов атындағы Атырау университеті өзінің бай тарихымен ерекшеленеді. Гурьев қаласында жоғары оқу орнын ашу туралы мәселе Ұлы Отан соғысына дейінгі кезеңнің өзінде күн тәртібіне қойылған болатын. Себебі облыс мектептері мен басқа да халық ағарту орындарына мұғалім кадрларына деген қажеттілік күннен-күнге арта түсті. Ол кздері Атырау қаласында 1929 жылы ашылған бастауыш сынып мұғалімдерін даярлайтын педагогикалық училищеден басқа бірде-бір оқу орын болмады. Ал жылма-жыл облыста жалпы білім беретін мектептердің саны өсіп отырды. Осы жағдайда Батыс Қазақстан өңірінде 1932 жылы ашылған Орал педагогикалық институты бүкіл өлкенің жоғары білімді мұғалім кадрларына деген қажетін қамтамасыз ете алмады. Сонымен қатар республика жоғары оқу орындары мен Қазақстаннан тыс жерлерден, көршілес республикалардан жіберілген жоғары білімді маман кадрлар жеткіліксіз болды. 1939 жылы Қазақ ССР Халық Комиссарлар Кеңесінің Гурьев қаласында екіжылдық мұғалімдер институтын ашу және Қазақ ССР Халық ағарту комиссариатының бекіткен мамандығы бойынша 1 курсқа 120 студент қабылдау туралы қаулысы жарық көрді. Осы қаулының негізінде Гурьев облыстық атқару комитеті мұғалімдер институтын ашу туралы (хаттама № 13) 1940 жылы 27 мамырдағы өз қаулысымен институтқа Гурьев педагогикалық училищесінің оқу үйін беру және 120 адамға жатақхана әзірлеу міндеттерін қалалық атқару комитетіне жүктеді. Сонымен қатар Қазақ ССР Халық Комиссарлар Кеңесіне 1941 жылдан бастап оқу үйі мен 500 адамдық жатақхана салып беру туралы ұсыныс жасалды. Осы қаулыға сәйкес облыстық оқу бөліміне 1940 жылы қыркүйек айында институтты ашқанға дейін даярлық және ұйымдастыру жұмыстарын жүргізу міндеттелді. Жоғарыда қабылданған қаулыға сәйкес облыстық оқу бөлімі Гурьев мұғалімдер институтын 1940 жылдың 1 қыркүйегіне дайындауды міндетіне алды. 1940 жылдың қыркүйек айының 1-нен бастап Гурьев мұғалімдер институты жұмыс істей бастады. Гурьев мұғалімдер институтының бірінші ректоры болып сол кездегі Москваның жоспарлау-экономикалық институтының түлегі, қазақтың көрнекті ғалымы, тарих ғылымдарының докторы, профессор, Қазақ ССР-ы ғылымына еңбегі сіңген қайраткер Ә.Б.Тұрсынбаев оқу министрінің жолдамасымен келді. Бір жылдан кейін институт соғыстың басталуына байланысты жабылып қалды.
Университет 1950 годы
▼
Вопрос о необходимости открытия высшего учебного заведения в Гурьеве (ныне – г. Атырау) возник еще в канун Великой Отечественной войны, поскольку в области ощущалась острая нехватка учителей. В городе действовало лишь одно педагогическое училище, готовившее учителей начальных классов. В 1939 году Совет народных комиссаров Казахской ССР принял постановление об открытии в Гурьеве двухгодичного института с приемом 120 студентов на первый курс по профилям, утвержденным Наркомпросом Казахской ССР.
На основании данного постановления, исполком Гурьевского областного совета депутатов трудящихся своим постановлением (протокол №13 от 27 мая 1940 года) «Об открытии учительского института» обязал горисполком передать институту здание Гурьевского педучилища и подыскать общежитие на 120 человек. Одновременно было представлено ходатайство в Совнарком Казахской ССР о строительстве в 1941 году учебного корпуса и общежития на 500 мест.
Вышеназванное постановление обязывало областной отдел народного образования (облоно) провести подготовительную и организационную работу к открытию нового вуза в сентябре 1941 года.
В первые послевоенные годы в Гурьевской области особо ощущалась нехватка именно школьных учителей. Ведь на западе Казахстана с 1932 года действовал лишь Уральский государственный педагогический институт им. А.С.Пушкина, который был не в состоянии обеспечить учителями школы трех западных областей страны: Западно-Казахстанской, Актюбинской и Гурьевской. Поэтому, 14 июня 1950 года исполком Гурьевского областного совета депутатов трудящихся на основании Постановления Совета Министров СССР и Казахской ССР принял решение «Об открытии учительского института в г. Гурьеве» (№3-333-16).
В августе 1950 года был создан Гурьевский учительский институт с тремя отделениями: физико-математическим, филологическим и естественно-географическим. В вузе открылись пять кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики, физики и математики, русского языка и литературы, географии и естествознания.
Министерство просвещения Казахской ССР приступило к формированию руководящих и преподавательских кадров института. Вот что писал в своих воспоминаниях первый директор Гурьевского учительского, затем - педагогического института, доктор исторических наук, профессор Куспан Еспендович Темиргалиев: «Летом 1950 года меня, выпускника Казахского государственного университета имени С.М.Кирова, пригласил министр просвещения республики А.С.Сембаев. В беседе со мной он заявил: «Министерство решило Вас направить директором института в г. Гурьеве. Вы человек военный, прошли армейскую закалку на военно-политической работе. Мы уверены, что Вы справитесь с ответственным поручением. На сборы - три дня. Первого августа надо выехать в г. Гурьев». Во время беседы министра я мысленно готовил доводы для обоснования моего отказа от предлагаемого назначения. Не успел открыть рот, как министр вручил мне приказ. Переступив порог кабинета министра студентом-выпускником, я вышел оттуда директором института».
Назначив директора института, министерство просвещения Казахской ССР в целях кадрового обеспечения учебного процесса направило в Гурьев группу выпускников КазГУ им. С.М.Кирова, специализировавшихся по различным профилям: одни из них были назначены руководителями отделений и кафедр, другие - преподавателями. В этой группе специалистов были филологи Кадырова Г. и Бахарев Н.Е., историки Баяндиев Д.Б. и Польская А., биологи Поваренский И.Ф., Киселева А.Я., Вотякова И.П., физик Чейдуков И.Г., математик Яковлева, педагог Гаязова Р.Г, психолог Куфтырева В.И. В Гурьеве в состав преподавателей вошли также филолог Азовская Л.И., географ Точеный П.П., физики Ахмеджанов X.А., Джумашев М.Д. и др.
В качестве учебного корпуса вуза было выделено здание бывшей школы имени В.И.Ленина (где ныне размещен музыкально-педагогический факультет университета) и два барака под студенческое общежитие на площади имени Абая.
Прием студентов составил 150 человек - по 50 на каждое из трех отделений с обучением на русском и казахском языках. Первый выпуск состоялся в 1952 году, последний - в 1956 году. За шесть лет работы учительский институт выпустил 645 учителей для работы в пятых классах средней школы. За годы работы учительского института окрепла его учебно-материальная база, преподавательский корпус пополнился новыми специалистами. Таким образом, была создана основа для открытия педагогического института, который готовил бы учителей и для старших классов общеобразовательных школ. Нужны были и учителя-специалисты таких профилей, которых не готовил учительский институт.
Тем временем, потребность школ в учителях всех специальностей все более возрастала. Поэтому, Постановлением Совета Министров Казахской ССР, а также соответствующими приказами Минвуза СССР и Казахской ССР в 1955 году Гурьевский учительский институт был реорганизован в педагогический.
Во вновь созданном педагогическом вузе были образованы два факультета (филологический и физико-математический) и пять кафедр (марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, физвоспитания, русского языка и литературы, физики и математики). Первый прием составил 250 студентов по 125 на каждом факультете. Первый выпуск состоялся на филологическом факультете в 1959 году, на физико-математическом – год спустя, в 1960 году.
В 1956 году была открыта и заочная форма обучения при обоих факультетах. Первый выпуск студентов-заочников состоялся в 1961 году. В 1956 году ректором пединституга был назначен кандидат исторических наук, доцент Байтыков С.Б. Первым деканом филологического факультета стал Вахарев Н.Е., а физико-математического - Ахмеджанов Х.А.
Первыми заведующими кафедрами были: Файн Л.Е. - кафедра марксизма-ленинизма, Левченко М.М. - кафедра педагогики и психологии, Мазо А. - физвоспитания, Жуков В.П. - русского языка и литературы, Ахмеджанов Х.А. - физики и математики. Из руководящих работников лишь четверо имели ученую степень и звание: Байтыков С.Б., Файн Л.Е., Левченко М.М., Жуков В.П. Впоследствии все упомянутые выше преподаватели стали докторами или кандидатами наук. В 1956 году кафедра физики и математики была разделена на две самостоятельные: физики – заведующий кафедрой Ахмеджанов Х.А. и математики - во главе с Каламатиным М.Н.
Штат преподавателей составил 45 человек. Из них только пятеро имели ученую степень и звание: Байтыков С.Б. - директор института, Файн Л.Е. - зав. кафедрой марксизма-ленинизма, впоследствии - доктор наук, профессор, работавший в Джамбульском технологическом институте, а позднее - в Винницком педагогическом институте; Левченко М.И., ушедший на пенсию в 1957 году и живший в г.Оренбурге; Жуков В.П., впоследствии - доктор наук, профессор, работающий в Новгородском пединституте; Федоров А.И., впоследствии - доктор наук, профессор, работавший в Новосибирском отделении АН СССР, а затем в институте языкознания в Санкт-Петербурге.
Физико-математический факультет размещался в здании учительского института, а филологическому было предоставлено здание школы №6 в городском микрорайоне Жилгородок. В 1957 году данный факультет разместился в двух зданиях педучилища. В одном из зданий находилась и администрация вуза.
Пятидесятые годы, когда вуз возглавляли Биктеубаев Б.Б. (1957-58 г.г.) и Жаманбаев К.Ж. (1958-62 г.г.), стали периодом становления Гурьевского педагогического института. В эти годы силами студентов были построены третий барак-общежитие в дополнение к имевшимся двум, расположенным на площади имени Абая, и студенческая столовая. Затем рядом со зданием физмата по улице Пушкина было построено двухэтажное общежитие. В эти же годы были переданы пединституту библиотечные фонды Гурьевского педучилища и Актюбинского пединститута, закрытого в 1958 году. Эти книжные фонды и стали основой научной библиотеки вуза.
Наряду с укреплением учебно-материальной базы, в эти годы прилагаются серьёзные усилия по укомплектованию вуза научными кадрами, научному росту и повышению квалификации работающих преподавателей, публикации их научных работ. По объявленным конкурсам в институт приехали работать такие ученые, как Лебедев А.В., Бектенов Х.Б., - кандидаты педагогических наук, Теплов Е.Ф., Романова Ю.Ф., Селиверстов М.Л., Джакипбеков М.Д., - кандидаты филологических наук, Михельман И.Д. - кандидат технических наук и др.
Началось направление преподавателей в аспирантуру, а также получило распространение соискательство. Первыми из числа работавших преподавателей защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук К.У.Темиргалиев, физико-математических наук - А.Х.Наубетов. В 1959 году первым из работавших преподавателей был направлен в очную аспирантуру Б.Баймуханов, впоследствии - кандидат физико-математических наук, доцент, работавший в КазГУ им. Кирова и республиканском институте повышения квалификации учителей.
В эти же годы прилагаются серьёзные усилия к публикации научных работ. Только в 1959-62 годах институт издал три выпуска «Ученых записок»: первая серия - физико-математического направления, и две - историко-филологические.
Авторами статей в «Ученых записках» были Х.Ахмеджанов, Ю.А.Медведев, К.Темиргалиев, Л.Е.Файн, В.П.Жуков, И.Р.Емельченко, Е.И.Боярский, С.Т. Кожабаев, Л.И.Белый, М.Д. Джакипбеков, М.М.Мещанов, К.Умралиев.
В трех сериях «Ученых записок» в общей сложности было опубликовано 19 статей 12-и авторов. Это стало серьёзным заделом для будущей научной работы. Достаточно сказать, что из 12-и авторов пятеро стали впоследствии докторами, а шестеро - кандидатами наук.
Студенты первых выпусков Гурьевского педагогического института – 1959-60 годов - из-за нехватки учительских кадров распределялись по всем областям Казахстана.
Университет 1960 годы
▼
Шестидесятые годы прошлого века, когда ректором ГПИ был С.Т. Кожабаев, возглавлявший вуз в 1962-69 годах, - новый этап в укреплении учебно-материальной базы института, научного роста преподавательского корпуса, расширения специальностей и открытия новых факультетов, отделений и кафедр.
В 1963 году решением райкома партии институту было передано здание школы-интерната, куда перешли историко-филологический факультет и администрация вуза. Одновременно была проведена большая работа по проектированию и строительству типового учебного корпуса, двух студенческих общежитий, студенческой столовой, спортивного комплекса, т.е., того комплекса зданий, которое университет имеет сегодня.
В 60-е годы было построено одно общежитие на 575 мест (№1), где ныне располагается учебный корпус №2. В связи с этим, в 1964 году были снесены бараки-общежития. В 1967 году началось строительство учебного корпуса.
В связи с расширением перечня специальностей, в 1962-63 учебном году открылся факультет педагогики и методики начального образования, потом он был на некоторое время закрыт и вновь создан в 1976-77 учебном году. В 1966-67 учебном году на физико-математическом факультете отделение биологии было реорганизовано в самостоятельный биолого-химический факультет.
Если в 50-е годы вуз готовил учителей, в основном, по двум специальностям, то в 60-е годы - по 14-и. Рост института требовал и увеличения кафедр, которых к 1970 году стало 15. На базе кафедры марксизма-ленинизма были созданы две: истории КПСС и политэкономии, философии и научного коммунизма. На базе кафедры русского языка и литературы, работавшей с 1950 года, в 1961 году были созданы две - русского языка, русской и зарубежной литературы. Годом ранее, в 1960 году, секция казахского языка и литературы, работавшая на кафедре русского языка и литературы, приобрела самостоятельный статус кафедры казахского языка и литературы. А в 1962 году секция иностранных языков на кафедре русского была преобразована в самостоятельную кафедру. В 1965 году на базе кафедры биологии и основ сельского хозяйства, работавшей с 1964 года, созданы три кафедры - ботаники, зоологии и химии. Продолжали работать кафедры педагогики и психологии, физвоспитания, физики, математики.
Для оказания научной и методической помощи в институт приглашаются крупные учёные республики, что явилось новой формой подготовки научных кадров из состава работающих преподавателей вуза. В 60-е годы в числе приглашенных ученых, работавших в институте, были члены-корреспонденты АН Казахской ССР Клытев Л.И., Бержанов М., докторы наук, профессоры Балакаев М., Кенжебаев Б., Елеуов Т., Абишев Г., кандидаты наук, доценты (многие из которых впоследствии стали докторами наук, профессорами) Адильгереев Х.М., Жеребятьев, Кабдулов 3., Твардовская Т.А., Шеляховская Л.А., Ажигалиев И.Л., Бактилов и др.
В 60-е годы начинается планомерное направление преподавателей в аспирантуру. В их числе - Бигиев Н.К., Карпеков К. (1960 г.), Дайров Г.Д. (1961 г.), Абилхасимов Б.А., Бакиев Ж.Б., Кожахметов У. (1962 г.), Мовкебаев А. (1963), Тихова Л.В. (1964) и др. Практически все они окончили аспирантуру с защитой ученых степеней кандидата наук, а позже многие стали докторами наук, профессорами. В аспирантуру стали направляться не только преподаватели, но и лучшие выпускники, окончившие институт с отличием, например, Айталиев А. в 1964 году.
С 1962 года стала использоваться и такая форма повышения квалификации, как институты усовершенствования преподавателей общественных наук, в которых первыми прошли курс совершенствования обществоведы Баяндиев Д.Б., Избасов Е.И., Марченко Н.Д., Утегенов Ш.И., Джусупов Ж., Апаров Н.А., Иманкулов Е.И., Утегенов Н.И..
Когда были открыты двухгодичные курсы повышения квалификации преподавателей иностранных языков, первой была направлена на них Р.Утегенова.
Кроме того, стал использоваться институт стажеров-исследователей при научных центрах и вузах страны. ГПИ направил туда первыми Жуманову Т.Ж. и Жалгасова А.Ж., которые позже стали кандидатами наук, доцентами.
С 1962 года стали ежегодно проводиться научные конференции преподавателей вуза, а создание студенческого научного общества (СНО) позволило проводить ежемесячные научные конференции.
В целях оказания помощи преподавателям, включившимся в научную работу, стали приглашаться в институт выездные комиссии Минвуза Казахской ССР для приема экзаменов в объеме кандидатского минимума по философии, педагогике, казахскому и русскому языкам, а также казахской литературе. В 60-е годы кандидатские экзамены сдали, в общей сложности, более сорока человек.
К 1970 году состав преподавателей ГПИ вырос до 119 человек, из них 17 имели ученые степени и звания, а около 30 прошли аспирантскую подготовку. Контингент студентов составил 2693, из них 1198 - на очной форме обучения и 1495 - на заочной. Таким образом, по сравнению с 1950 годом количество студентов возросло более чем в десять раз.
Большое внимание уделялось и комплектованию книжного фонда библиотеки, который вырос до 130 000 томов. В ней ежегодно выписывалось 235 названий газет и журналов. В целях обеспечения учебного процесса были оборудованы кинозал с двумя стационарными широкопленочными киноаппаратами, радиоузел с аппаратами для кабинетов иностранных языков и школьного эксперимента, учебные кабинеты истории КПСС и политэкономии, философии и психологии, гражданской обороны, математики, электротехники, ботаники, зоологии, четыре кабинета иностранных языков, русского языка и литературы, казахского языка и литературы, истории, а также лаборатории школьного эксперимента, механики и теплоты, электричества и оптики, химии, спектрального анализа и атомной физики. В 60-е годы, наряду с укреплением учебно-материальной базы, строительством, пополнением оборудования, активизацией научного роста и совершенствованием учебного процесса большое внимание уделялось деятельности студенческих организаций, студенческому самоуправлению, трудовому воспитанию, художественной самодеятельности. Первый студенческий строительный отряд в 1963 году был занесен ЦК ВЛКСМ в летопись трудовых дел комсомола в семилетке. Командир отряда, преподаватель К.Габдуллин и комиссар, студент Ж.Кушенов были награждены значками ЦК ВЛКСМ «За самоотверженный труд», а из бойцов отряда пятеро получили грамоты ЦК ВЛКСМ, 15 -грамоты ЦК ЛКСМ Казахстана и более 40 - грамотами обкома ЛКСМ и облисполкома. С этого времени работа стройотрядов стала традиционной на многие годы.
В художественную самодеятельность была вовлечена треть всех студентов института. Были созданы хор, духовой и эстрадный оркестр, оркестры русских и казахских народных инструментов, танцевальные и вокальные кружки. На базе клуба любителей музыки открылся факультет эстетики. Художественная самодеятельность вуза стала основой создания ансамбля «Жайык кызы», впоследствии получившего почетное звание народного.
Вся работа в 60-е годы направлялась и осуществлялась руководителями вуза, факультетов, общественных организаций: ректором С.Т.Кожабаевым, проректорами Л.И.Белым, А.К.Дарибаевым, Г.Д.Абдрахмановым, деканами Н.И.Утегеновым, З.А.Айдомогановым, Н.Е. Бахаревым, И.Я.Сунковским, Г.Д.Дайровым, П.М.Ивановым, секретарями партбюро института Ф.М. Джанахметовой, М.Н.Наконечным, Н.П.Марченко.
Университет 1970 годы
▼
Увеличение количества факультетов и кафедр было вызвано необходимостью дальнейшего повышения уровня преподавания и обучения и, с другой стороны, стабилизацией специальностей на таких факультетах, как физико-математической, который готовил учителей по трем специальностям, историко-филологический, также перешедший на обучение по трем специальностям, и биолого-химический, обучавший учителей одной специальности. А созданный музыкально-педагогический факультет к 80-м годам уже готовил специалистов по трем специальностям. Начав с обучения по двум специальностям в 1950 году, к 80-м годам вуз обучал учителей уже по десяти.
Все эти процессы настоятельно требовали как увеличения количества преподавателей, так и их дальнейшего интенсивного научного роста. И этому прилагались большие усилия. К 80-м годам на 24-х кафедрах работали 233 преподавателя, из них один доктор наук и 48 доцентов и кандидатов наук. Это стало возможным потому, что неуклонно выдерживался курс на повышение научной квалификации преподавательских кадров, работающих в институте. В 1974 году первым из работающих преподавателей защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук М.С.Аженов. В те же 70-е годы свыше 20 преподавателей, соискателей и аспирантов стали кандидатами наук. Этому в значительной мере способствовала сложившаяся система институтов и факультетов повышения квалификации, аспирантуры, стажировки, соискательства, планомерного предоставления преподавателями, занимающихся научной работой, творческих отпусков и командировок.
В 1972 году впервые была начата хоздоговорная научная работа с совхозами, а затем и предприятиями области. Научный рост стимулировался участием преподавателей ГПИ во всесоюзных, республиканских и внутривузовских научных конференциях. В 1978 году в институте состоялся республиканский семинар-совещание «Связь педагогических институтов с общеобразовательной школой, профтехучилищами и органами народного образования», на котором обсуждались 104 доклада научных работников из 15 областей республики, из них 22 доклада (т.е., 21% от общего числа) были подготовлены учеными и преподавателями нашего вуза. Данный семинар не только подвел итоги научных связей педагогических вузов республики со школой, но и наметил перспективы дальнейшей работы, дал импульс обновлению содержания научно-практических конференций, семинаров в вузах, школах, профтехучилищах, курсов повышения квалификации, учителей с ориентацией на потребности и нужды сельских школ.
Научный рост преподавательского корпуса способствовал дальнейшей активизации научно-исследовательской работы студентов. Ежегодные научные студенческие конференции, республиканские олимпиады, конкурсы на лучшую студенческую научную работу стали нормой. Позже ряд студентов, проявивших тогда склонность к научным исследованиям, войдет в преподавательский состав института, защитит диссертации, займет достойное место в науке и учебном процессе.
В 70-е годы, опираясь на ранее сложившиеся традиции, ректорат, деканаты, кафедры и общественные организации совершенствовали формы и методы воспитательной работы в студенческой среде. Плодотворно работала сложившаяся система строительных и сельскохозяйственных студенческих отрядов, которые не только осуществляли основную работу по договорам на стройках и уборках урожая, но и активно занимались агитационно-пропагандистской, культурно-массовой работой в местах дислокации. В 1978-79 годах ГПИ был дважды награжден переходящим знаменем ЦК ЛКСМ Казахстана. Студенческие коллективы художественной самодеятельности широко и красочно подводили итоги своей работы на ставших традиционными весенних конкурсах и фестивалях. В факультетских фестивалях принимал участие почти каждый студент. Ими же готовились программы концертов художественной самодеятельности института, формировались концертные коллективы, основу которых составляли студенты по специальности «Музыка и пение».
Всей этой многообразной работой в 70-х годах руководили ректоры Дуймагамбетова С.Д., Дайров Г.Д., Сахипов Е.Б., проректоры Кириллов В.В., Дайров Г.Д., Сахипов Е.Б., Блохин А.В., Дюсенов М.И., Табылдиев Х.Б., деканы, партком, комитет ЛКСМК, профкомы.
Университет 1980-1990 годы
▼Восьмидесятые годы, когда Гурьевским педагогическим институтом руководили Кунхожаев Н.Р. (1983-86 г.г.) и Акылбаев Ж.С. (1986 г.), характерны, прежде всего, интенсификацией строительства и заботой руководства о дальнейшем развитии учебно-материальной базы вуза.
В декабре 1986 года была введена в эксплуатацию студенческая столовая «Курдастар» на 220 посадочных мест. В марте 1988 года открыт спортивный комплекс, куда вошли футбольное поле, беговая дорожка, трибуны, под которыми были сооружены гимнастический зал и плавательный бассейн. Это было существенное дополнение к спортивному залу в главном корпусе. Поэтому и был создан самостоятельный факультет физического воспитания (позже - спортфак). В июне 1988 года было сдано в эксплуатацию студенческое общежитие №3 секционного типа на 400 мест. С его вводом обеспеченность студентов местами во всех трех общежитиях увеличилась с 55 до 88 %. В 1989 году впервые в истории института построен семидесятиквартирный дом для преподавателей и сотрудников вуза. В том же году началось строительство четырехэтажной пристройки к учебному корпусу на 1200 мест. Фактически это был второй типовой учебный корпус, который позволил в 1,8 раза расширить площадь для учебной и научной работы. В цокольном этаже предусмотрены площади для учебных мастерских и лабораторий. В 1990 году беговая дорожка на стадионе «Буревестник» была обновлена синтетическим покрытием типа «Арман». Прилагались интенсивные усилия и к обновлению учебного и научного оборудования, приобретения и установки новых, отвечающих требованиям современности. В это десятилетие в институте открылся ещё один лингафонный кабинет, создана лаборатория вычислительной техники с двумя дисплейными кабинетами, оборудованными самыми современными машинами, приобретено оборудование для лабораторий по аналитической химии, механике, заменено на новое оборудование лаборатории учебного телевидения, приобретена множительная техника, другие современные технические средства обучения. В 80-е годы в институте работают шесть факультетов: историко-филологический, физико-математический, биолого-химический, музыкально-педагогический, начального обучения и дошкольного воспитания, а также спортивный факультет, где в общей сложности обучаются 2723 студента. Заочное отделение готовит 2053 студента по восьми специальностям: история, русский язык и литература в национальной школе, казахский язык и литература, биология, музыка и пение, педагогика и методика начального обучения, педагогика и психология дошкольная, физвоспитание. Общий контингент учащихся составляет 4776 человек.
В эти годы готовят студентов по новым специальностям: история и советское право, педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью, музыка (на русском языке обучения) и физвоспитание (на казахском языке обучения). Специальности «Физика и математика», «Математика и физика» были перепрофилированы на «Физику, информатику, труд» и «Математику и информатику». С 1990 года открыты специальности «Казахский язык и литература в русских классах» и «Биология и география» на казахском языке обучения. Таким образом, педагогический институт в эти годы готовил студентов по 12 специальностям на общих формах обучения - очной и заочной. На шести факультетах работала 21 кафедра, объединявшая 320 преподавателей, из них более 70 - доценты и кандидаты наук. В эти годы защищено более десяти кандидатских диссертаций, около 30 человек обучалось в аспирантуре, 14 находились на стажировке. Ежемесячно преподаватели по плану «не реже одного раза в 4 года» направлялись в институты и на факультеты повышения квалификаций, принимали активное участие в работе всесоюзных, межреспубликанских, региональных, внутриинститутских научных конференциях. Большое внимание уделялось публикации монографий, научных статей, получению авторских свидетельств, хоздоговорной работе. Научная активность преподавателей явилась стимулом научной работы студентов: конференции, конкурсы, стажировка, аспирантура.
Из работающих преподавателей в середине 80-х годов защищает диссертацию на соискание ученой степени 3.А.Алдамжаров. В институте продолжают работу ветераны, отдавшие вузу более 20-25 лет жизни, кандидаты наук доценты Айдаралиев Г.А., Алдамжарова М.А., Алдабергенова М.Ж., Алдабергенов Н., Бахарев Н.Е., Бакиев Ж.Б., Казыбаев С.К., Камматов К., Мухаметов Х.А., Орашева М, Сулейменов Б.С., Хайрова Ф.Х., Утарбаев С.У. и др. Среди преподавателей-ученых бывшие выпускники института: Сейталиев К., Юсупов К.У., Сейтов Х.С., Гильманова Р.С, Умурзакова Н.Ж., Марков В.В., Блохин А.В., Камешев И.К., Жанетов Б., Имангалиев А.С., Каржаубаев А. и др.
Плодотворно работают старшие преподаватели со стажем 20-25 лет: Абазова Н.Г., Баяндиев Д.Б., Жегулина Л.М., Избасов Е.С., Ким Н.К., Кенжегалиева Т.К., Кабулов Р.К., Наконечный М.Н., Сагындыков Б.С. и многие другие. В сорокалетний юбилей вуза с гордостью говорилось о сложившихся радициях, о том, что институт поистине стал кузницей научных кадров. Ведь многие из бывших преподавателей института стали ведущими учеными страны и республики. Среди них - член-корреспондент АН Казахской ССР Божев Н.К., доктора наук, профессоры: Аженов М.А., Алдамжаров З.А., Абилхасимов Б.А., Есмуханов Ж., Жаманбаев К.Ж., Жуков В.Д., Рахметов Х.Ж., Федоров А.И., Фаин Л.Е., лауреат Государственной премии Уразгалиев Б.У. и многие другие. Некоторые бывшие выпускники вузов 80-е годы стали докторами наук, профессорами - Айталиев А.О., Айтимов М.А., Шуканов. Среди выпускников нашего вуза - Народный учитель СССР Айталиев Кусни, Заслуженные учителя Казахской ССР, орденоносцы, отличники народного образования республики Айшин А.М., Ганчикова М., Дворецкая А.А., Липатова А.А., Липатов В.П., Кашаубаев М., Кшыбеков К., Кислов К.М., Рысмагамбетов О., Попов, Садыков С.И., Ишманова М.К., Юсупова О. и немало других. Членами Союза писателей СССР стали известная на всю страну поэтесса, лауреат многих премий Фариза Онгарсынова, а также поэты Аманкос Ершуов и Аманкельды Жилкишиев.
За 40 лет работы институт взрастил из числа своих питомцев таких выдающихся спортсменов, как заслуженный мастер спорта СССР, призер Токийской олимпиады Амин Туяков, мастера спорта СССР, чемпионы республики Б.Рахбиев, В.Кузнецов, А.Аверьянов и многие другие.
Целый ряд выпускников вуза посвятили себя партийной, комсомольской, профсоюзной, советской хозяйственной работе. Это Бисенов А., Бурлаков А., Гладов В.В., Зекенова А., Идрисов К.И., Караев Ж., Каражигитов З.К., Мерзликин М.И., Ризуанов К., Рассухин В.А., Сулейменов С.Х., Тулепбергенов Г., Тышканбаев С., Талпаков Б.О., Умирбекова Ж.Б., Фомин П.И.. Хамидуллин К.Х., Чаплыгин А.К., Шоханов В.А., Шалимова Ф. и др.
В это время была проведена значительная работа по демократизации и развитию студенческого самоуправления.
Четверть Ученого совета института и советов факультетов составляют студенты. На старших курсах был отменен институт кураторов. Мнение студентов стало учитываться при составлении расписаний учебных групп. Стипендии и места в общежитиях распределяют сами студенты, ими же проводится периодическое анкетирование «Преподаватель глазами студента». Регулярными становятся встречи руководителей института с коллективами факультетов, кафедр. Кроме того, деканы избираются на альтернативной основе коллективами факультетов.
Под руководством учебной части большая работа проделана по созданию новых учебных планов, программ, учебных и методических пособий. Активную роль в этом сыграла инициативная группа, руководимая и.о. заведующего кафедрой общетехнических дисциплин Ахметовым А.К., которая обогащала и распространяла передовой опыт вузовской работы. Объем лекционных часов был сокращен на 15-20 процентов, и за счет этого увеличено количество семинарских, практических занятий. Особое внимание стало уделяться организации самостоятельной работы студентов. На кафедрах вводились новые спецкурсы и спецсеминары. Таким образом, основой перестройки учебного процесса явилась ориентация на организацию самостоятельной работы студентов, активизацию их познавательной деятельности под руководством преподавателей, привитие студентам практических умений и навыков профессиональной деятельности, построенной на глубоком знании науки.
Широкое развитие получает в институте и профессионально-ориентированная внеаудиторная работа. В вузе создан учебно-научно-педагогический комплекс «Педвуз – педучилище – школа - профессионально-техническое училище - детский сад». Действует педагогический отряд имени А.С.Макаренко, который шефствует над воспитанниками школы-интерната №1. Важной формой приобщения студентов к работе с детьми стали студенческие отряды, работавшие в пионерских лагерях. В 1990 году они уже работали в пионерлагерях «Узень» (г. Пятигорск), «Алад» (г. Шевченко), «Автомобилист», «Орленок», «Геофизик» (Гурьевская область).
Неотъемлемой частью трудового воспитания стал трудовой семестр. Продолжая славные традиции прошлых лет, студенческие строительные отряды института расширяли диапазон своего действия, не ограничиваясь пределами Гурьевской области. Достаточно напомнить, что в 1988-89 годах отряд «Ак жайык» трудился в Литовской ССР и занял второе место в конкурсе ССО этой республики. Отряд «Атырау» работал в г. Горьком. Ежегодно сельскохозяйственный отряд выезжал на уборку овощей в Астраханскую область. ССО постоянно оказывали существенную помощь в уборке сельскохозяйственной продукции и в хозяйствах нашей области. В 80-е годы сложился прочный костяк из восьми студенческих строительных, сельскохозяйственных и педагогических отрядов, который ежегодно пополнялся новыми студентами.
Дальнейшее развитие получила и художественная самодеятельность института. В свободное время студенты занимались в вокальных, танцевальных коллективах, оркестре казахских национальных инструментов, вокально-инструментальных ансамблях, драматическом кружке.
Было создано объединение литературы и искусства имени Жумекена Нажимеденова, состоявшее из секции исполнителей национальных жанров искусства (айтыс, терме, кюи и др.) «Мирас», секции начинающих поэтов «Укили умит» и драмкружка «Шугыла». Традиционными стали смотры-конкурсы художественной самодеятельности факультетов под названием «Студенческая весна». Художественная самодеятельность не ограничила себя мероприятиями в пределах вуза и регулярно выходила на городские и областные фестивали. В области стали популярны хор студентов под руководством преподавателя Абиловой М.А., вокальный ансамбль «Экспромт», руководимый заведующей кафедрой хорового дирижирования Самедовой О.А., оркестр казахских народных инструментов под руководством заведующего кафедрой Бахтиярова О.Д., ансамбль бального танца под руководством Габдушевой М.Т.
Институт продолжал свой рост и завершал 80-е годы, располагая двумя учебными корпусами, спортивным комплексом с гимнастическим и спортивным залами, плавательным бассейном, тремя студенческими общежитиями на 1500 мест, лабораториями учебного телевидения и вычислительной техники, десятью учебными кабинетами и тридцатью лабораториями. Фонд библиотеки вырос до 311 тысяч томов, включая фонд уникальных изданий.
В организации этой работы неоценимы вклад ректоров этих лет - Сахипова Е.Б., Кунхожаева Н., Акылбаева Ж.С., проректоров Блохина А.В., Алдамжарова З. А., Имангалиева А.С., Табылдиева Х.Б., Кенжегалиевой Т.К., секретаря парткома Алдабергеновой М.Ж., секретаря комитета ЛКСМК Камеловой С.И., председателя профкома Нургалиева А.Н., председателя совета трудового коллектива Камматова К.И., председателя студенческого профкома Болшова Р., деканов факультетов Камешева И.К., Дайрова Г.Д., Жанетова Б.Ж., Дайрова Г.Ж., Габдиева Р.Х., Добровольского Ю.Б. и других.
Университет 1990-2000 годы
▼Девяностые годы прошлого века характерны в истории вуза как годы бурных преобразований, явившихся закономерным результатом распада Советского Союза и образованием суверенного государства - Республики Казахстан. В эти годы вуз функционировал в качестве пединститута, а 2 июня 1994 года Совет Министров Республики Казахстан принял постановление №584 о реорганизации вуза в университет. Несколько позже университету было присвоено имя Халела Досмухамедова.
В эти годы было предпринято новое расширение материальной базы университета: строительство еще одного общежития, жилого дома для преподавателей, продолжение строительства пристройки к главному учебному корпусу, начатые в 1989 году. К сожалению, из-за отсутствия средств строительство этих зданий было законсервировано. И только в конце 1999 года облакимат принял решение о завершении строительства четырехэтажной пристройки к учебному корпусу. Аким Атырауской области И.Н.Тасмагамбетов официально заявил, что строительство будет завершено 25 августа 2000 года и университет получит фактически еще один учебный корпус к новому учебному году. Это был великолепный подарок вузу к его 50-летнему юбилею.
Много сил было приложено и к обновлению оборудования учебного процесса, обеспечения издательской работы. Вуз создал компьютерные лаборатории, обеспечивающие учебный процесс всего вуза. Практически все факультеты были обеспечены компьютерами. Создана университетская типография, обеспечивающая издание научных работ преподавательского коллектива.
Если в 80-х годах в вузе работали шесть факультетов, то к 2000 году их стало девять, и 24 кафедры стали готовить студентов по 30-и специальностям.
Возрос стремительно и научный потенциал корпуса преподавателей, составляющий ныне 389 человек. Из них 107 имеют ученую степень и звание: семь докторов наук , 83 кандидата наук, 23 профессора, 49 доцентов. Целому ряду преподавателей было присвоено звание профессора без защиты докторских диссертаций и доцента без защиты кандидатских диссертаций. Преподаватели ежегодно выезжали на конференции, традиционно (один раз в год) проводилась университетская научная конференция. Кроме того, в АГУ проводятся юбилейные научные конференции - как университетские, так и факультетские. На филологическим факультете проходили научные конференции, посвященные юбилеям Абая, А.С.Пушкина, Е.Баратынского. Из работающих преподавателей в 90-х годах защитили докторские диссертации Ермеков К.У, Хамиев С.Х. (1992 г.), Имангалиев А.С. (1996 г.), Юсупов К.У. (1997 г.), Табылдиев Х.Б. (1998 г.). Двое из них - Имангалиев А.С. и Юсупов К.У. - бывшие выпускники университета. Только в 90-х годах защитили кандидатские диссертации 24 преподавателя: Мухамбетжанова А., Танатарова Ж., Бекежан О., Аташев Б.М., Джанузакова Ш., Умирбекова Ж.Б., Мухамеджанова А.К., НурмукашеваС.К., Муталиева Д.Р., Миралиева А., Каженова С.И., Карташова А.Н., Матжанова М.А., Ермольчева В.И., Потапенко О.А., Байжигитова Г.Б., Кенжебаева Ж.Е., Губайдуллин С., Диарова М. А., Аташев С., Таубаев Б.Ж., Анисимов Б.Ф., Байниева К.Т., Хамзин С.
Коллектив университета активно участвовал во всех мероприятиях, проводимых в области и городе, в частности, на торжествах, посвященных юбилею К.Сатпаева, Х.Досмухамедова, Абая, А.С.Пушкина, 100-летию казахстанской нефти и др.
В организации этой работы в 90-х годах бесспорная заслуга ректоров тех лет: Акылбаева Ж.С., Табылдиева Х.Б., Имангалиева А.С., проректоров: Блохина А.В., Алдамжарова З.А., Табылдиева Х.Б., Камешева И.К., Имангалиева А.С., Нурушева Г.Ж., деканов факультетов, заведующих кафедрами, а также всего преподавательского корпуса и студенческого коллектива.
Сегодня Атырауский государственный университет имени Халела Досмухамедова – это высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав: доктора наук и кандидаты, PhD-магистры, академики международных и общественных академий, отличники народного образования, члены Союза журналистов РК, а также члены Союза художников РК, Союза дизайнеров РК, лауреаты Гран-при Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт», мастера спорта.
Сегодня в университете по различным формам обучения получают образование более семи тысяч студентов.
АГУ имени Х.Досмухамедова – это современные образовательные технологии с активным использованием компьютерной базы, лингафонных кабинетов, подключенных к Интернету учебных классов и кабинетов, лекционных аудиторий с аудио-визуальной, мультимедийной аппаратурой, восемь учебных корпусов, отвечающих современным требованиям, фундаментальная библиотека, типография с современным полиграфическим оборудованием, два студенческих общежития, пять столовых, медпункт, спортивный комплекс и стадион.
АГУ им.Х.Досмухамедова установил прочные творческие связи с известными учебными и научными центрами Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, сотрудничая с вузами и научными центрами России, Башкирии, Калмыкии, Дагестана, Азербайджана, Ирана, Украины, Польши, Швейцарии, Франции, США, Южной Кореи.
НАШЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ - единственный государственный университет в Атырауской области, дающий возможность получить качественное образование по естественным, гуманитарным, экономическим, юридическим наукам, изобразительному искусству и музыке, педагогическим, а также сельскохозяйственным специальностям.